Кафедра "Высшей математики и информатики"

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

______________________________________________________________________



Кафедра "Высшей математики и информатики"




УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

________________ Ф.Ф.Хараева

«27» мая 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Математические методы исследования операций в экономике»

Направление подготовки (специальность): 080100.62 Экономика

Профиль подготовки (для бакалавров): Мировая экономика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Выпускающая кафедра: «Общеэкономические дисциплины»


Трудоемкость дисциплины (з.е.): 3

Нальчик 2014



Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы:

для ОФО


Вид учебной работы


Всего

Семестр

з.е.

час

3

з.е.

час

Аудиторные занятия (АЗ) (всего),

в том числе:

1,5

54

1,5

54

Лекции (ЛК)

1

36

1

36

% лекционных часов от АЗ по дисциплине













Лабораторные работы (ЛР)













Практические занятия: (ПЗ)

0,5

18

0,5

18

Семинарские занятия (СЗ)













Текущий контроль (тестирование) (ТК)













% интерактивных форм обучения от АЗ по дисциплине













Самостоятельная работа (СР) (всего), в том числе:

0,75

27

0,75

27

Курсовая работа: (КР)













Курсовой проект: (КП)













Расчетно-графические работы (РГР)













Расчётная часть лаб. работ (РЧЛР)













Научно-исследовательская работа

НИР)














Другие виды самостоятельной работы













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен):

0,75

27

0,75

27

Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам:

3

108

3

108




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Математические методы исследования операций в экономике» является одной из базовых дисциплин. Целью дисциплины является необходимость познакомить студентов с основными математическими методами, применяемыми при решении экономических задач. Основная задача курса научить студента проводить исследование экономико-математических моделей на основе применения аппарата математических методов, прогнозировать развитие экономической системы или процесса, выполнить программирование и оптимизацию экономических систем.

Большое внимание уделяется вопросам интерпретации результатов, полученных математическими методами. Вопросы интерпретации результатов рассматриваются на лекциях, обсуждаются на семинарах, включены в задания и самостоятельных работ. Изучение дисциплины должно способствовать повышению уровня абстрактного и логического мышления, развивать способность познавать и искать новое. При этом необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемое может быть использовано в будущей практической деятельности. Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Главная цель курса – научить студентов основным понятиям данного раздела математики применить математические методы в экономике, привить им математической культуры, научить мыслить математически. В частности, студентам необходимо:

• формировать научные представления о математико-вероятностной природе экономических явлений;

• ознакомиться с фундаментальными понятиями и операциями, используемыми при решении различных задач.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный и научно-методический виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению типовых задач профессиональной деятельности. В области учебно-воспитательной деятельности:

• осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой.




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Математические методы исследования операций в экономике» находится в вариативной части математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы и изучается на 2 курсе, в течении одного семестра, в объёме 108 часов. После изучения курса студенты должны знать основные определения, доказательства теорем и применять математические методы в экономических исследованиях. Также они должны уметь решать основные задачи с применением компьютера. Более подробно, после изучения курса студенты должны:

• иметь представление об основных понятиях математики (ммэ);

• использовать основные свойства и формулы при решении задач;

• интерпретировать полученные результаты с помощью таблиц, графиков и диаграмм;

• вычислять основные характеристики выборочных данных;

• формулировать задачи предметной области и строить математические модели, производить проверку полученных результатов;

• выбирать нужный метод для решения поставленной задачи из числа изученных;

• оценивать применимость математических методов в экономике для решения той или иной задачи.

.
3.КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ»


В процессе освоения дисциплины у студентов формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


4.1.1. ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ для ОФО

п/п


Раздел
дисциплины

Семестры

Недели

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Лк.

(ч.)


Сем

(ч.)


ПЗ.

(ч.)


Лаб.

(ч.)


СР.

(ч.)




Вероятность. Исторические сведения. Классическое определение вероятности. Статистическое определение вероятности. Геометрическое определение вероятности.

3

1-2

4




2




3

Опрос, письменная работа, выполнение тестов, подготовить презентацию



Алгебра событий. Действия над событиями. Вероятность произведения событий. Формула полной вероятности. Формула Байеса.

3


3-4

4




2




3

Решений тестовых заданий, письменных работ



Комбинаторика. Понятие выборки, размещения и перестановки, сочетания с повторениями. Применение

комбинаторики.


3


5-6

4




2




3

Опрос, подготовить презентацию



Схема Бернулли.

Схема повторных испытаний. Наиболее вероятное число успехов. Локальная теорема Лапласа. Интегральная теорема Лапласа. Формула Пуассона.



3

7-8

4




2




3

письменная работа, решений тестовых



Случайные величины. Понятие случайной величины. Дискретная случайная величина. Непрерывная случайная.

3

9-10

4




2




3

Подготовить презентацию, написать деловое письмо, выполнение кейсов



Законы распределения случайных величин.

Биномиальное распределение. Распределение Пуассона. Геометрическое распределение. Равномерное распределение. Показательное распределение. Нормальное распределение.



3

11-12

4




2




3

Опрос, выполнение тестов, реферат на заданную тему,



Случайные векторы. Многомерные случайные величины. Метод наименьших квадратов.

3

13-14

4




2




3

Опрос, заслушивание докладов



Предельные теоремы и закон больших чисел. Предельные теоремы. Свойства среднего арифметического случайных величин. Неравенство Чебышева. Теорема Чебышева. Теорема Бернулли.

3

15-16

4




2




3

Подготовить презентацию



Случайные процессы. Цепи Маркова. Понятие случайного процесса. Процесс Пуассона. Применение.

3

17-18

4




2




3

Опрос, письменная работа

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4