Методическая разработка рассмотрена и одобрена

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012\13 учебный год)

Департамент образования и науки Костромской области

областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Галичский аграрный техникум Костромской области»

Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной деятельности

Деловая игра

в системе внеклассной работы по общеобразовательным дисциплинам

Автор работы: Охлопкова Елена Владимировна, Королева Татьяна Павловна, преподаватели ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум Костромской области»

Место выполнения работы: ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум Костромской области», г. Галич Костромской области, ул. Свободы, д.59 а.

В методической разработке «Деловая игра в системе внеклассной работы по общеобразовательным дисциплинам» представлен теоретический материал о играх как форме воспитательной работы и опыт проведения деловой игры «Биржа знаний» по общеобразовательным дисциплинам.

Материалы разработки могут быть использованы в практике, как в средних специальных учебных заведениях, так и в школьном обучении и воспитании.

Авторы: преподаватели ОГБОУ СПО «Галичский аграрный техникум Костромской области» Е.В. Охлопкова, Т.П. Королева

Методическая разработка

рассмотрена и одобрена

на заседании

цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №5 от 25.04.13

Председатель ц/к О.П. Еранова

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

1. Теоретическая часть. 6

1.1. Источники разработки деловых игр. 6

1.2. Теоретические предпосылки создания активных групповых методов. 6

1.3. Анализ понятия деловой игры. 7

1.4 Проблемы типологии игр. 9

1.5 Сопоставительное рассмотрение деловых игр и традиционных методов обучения. 10

1.6 Анализ возможностей игровой формы организации исследовательской деятельности 10

1.7. Требования к построению игры и этапы конструирования и способы описания игры 11

1.8 Основные аспекты управления игрой. 13

1.9. Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых игр. 15

1.10. Анализ связи игрового поведения и индивидуальных особенностей личности. 16

1.11 Проблема эффективности деловых игр. 17

2. Методическая часть 18

2.1. Технологическая карта 18

2.2. Подготовительная работа 19

2.3. Сценарий игры 19

2.3.1. Вводный инструктаж по организации и проведению деловой игры «Биржа знаний» 19

2.3.2. Коммерческий банк: 19

2.3.3. Коммерческая фирма «Спринт-олимпиада» 20

2.3.4. Фирма «Ипподром» 20

2.3.5. Фирма «Аукцион» 21

2.3.6.Заключительный этап 24

Заключение 25

ЛИТЕРАТУРА 26

Приложения 27


Пояснительная записка


«Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным - вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом»

(Э. Золя)

Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности.

Преподавание любой дисциплины предполагает организацию обучения и воспитания не только на уроке, но и во внеурочное время, во внеклассной работе.

Организуя работу предметных кружков, проводя различные внеклассные мероприятия, преподаватель может решать очень важные задачи развития личности студента: способствовать развитию его познавательной активности, самостоятельности, творческих и коммуникативных способностей.

Внеклассная работа по учебной дисциплине предоставляет большие возможности для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, так как строится, прежде всего, с учетом интересов студентов, с учетом их субъективного опыта и способностей. Поэтому преподаватели общеобразовательных дисциплин нашего техникума организации внеклассной работы уделяют большое внимание. И одной из задач их методической деятельности является совершенствование форм и методов внеклассной работы. Стало уже прочной традицией проведение предметных недель, декад общеобразовательных дисциплин, в программу которых обычно входят мероприятия, как по отдельным дисциплинам, так и общие, которые проводятся совместно всеми преподавателями. Цель таких мероприятий – вовлечь как можно большее число студентов, которые могли бы в ходе активной деятельности показать свои знания и способности сразу по нескольким дисциплинам.

В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений и играют большую роль в подготовке кадров.

Преподавателями апробированы разные формы таких мероприятий, и опыт убедил нас, что успешнее всего достичь этой цели позволяет деловая игра «Биржа знаний»

Поэтому цель нашей методической разработки - оформить и представить опыт работы по организации и проведению такого внеклассного мероприятия.

Деловая игра «Биржа знаний» состоит из четырех частей, которые называются «Коммерческий банк» и коммерческие фирмы «Спринт-олимпиада», «Аукцион», «Ипподром».

Каждая из частей – это отдельная игра по своим правилам, со своими атрибутами, которые подробно представлены в сценарии игры.

Участники игры (их может быть любое количество) сначала все проходят через «Коммерческий банк», а потом разделяются на 3 части и расходятся по указанным фирмам. В каждой фирме игра длится 15-20 минут, после чего участники переходят в другую фирму по указанному маршруту. Играя в разных фирмах, участники выполняют различные задания по всем общеобразовательным дисциплинам и получают «акции» за правильные ответы. Каждый играет за себя. Лучшими в игре становятся те, кто наберет наибольшее количество «акций».

Участники игры - студенты I курса. Организаторами каждой части игры является 1-2 преподавателя и их помощники (2-3 человека из числа студентов старших курсов).В ходе подготовки к игре преподаватели готовят вопросы и задания по своим дисциплинам. Для «Спринт - олимпиады» по 15-20 вопросов по каждой дисциплине, которые предполагают быстрый и краткий ответ (вопросы в приложении). Для «Аукциона» - вопросы, предполагающие ответы в форме перечисления (смотри в приложении). Для «Ипподрома» - более сложные задания (подробнее смотри в сценарии игры).

1. Теоретическая часть.

1.1. Источники разработки деловых игр.


Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать. С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных, (рис. 1)

Рис. 1 Схема источников возникновения деловых игр.


1.2. Теоретические предпосылки создания активных групповых методов.


Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 году была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. "военные шахматы" начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь -пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировались передвижение военных отрядов. Таким образом Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры. Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция цель. По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия "широта решений", зависящая от "силы власти", "удовлетворенности подданных".

Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру "Имитация решений в высшем управленческом звене" и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин "деловая игра". Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. Первые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая часть из них -рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В них участники получали возможность развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов. В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов (цех или отрасль), функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и др.), особенности строения. В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объясняется тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые включенные в каталоги, не соответствуют требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы без учета психологических закономерностей. Проведение активных групповых методов требует целостного концептуального осмысливания, которое еще далеко не завершено.



ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5