Прикладная механика

ч. 1 ч. 2 ч. 3


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт транспорта

Кафедра прикладной механики



ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Прикладная механика (ТММ и ДМ и ОК)» для студентов направления 131000.62 «Нефтегазовое дело» заочных форм обучения

Тюмень


ТюмГНГУ

2012


Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

Составители: к.т.н., профессор Кривохижа Василий Николаевич,

к.т.н., доцент Никитина Любовь Ивановна

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012


Содержание
c.


Введение




.......................................3

Программа учебной дисциплины с методическими указаниями по каждой теме




.......................................4

Задания для контрольных работ




......................................11

Перечень рекомендуемой литературы




......................................31



I. Введение
Дисциплина «Прикладная механика (Теория механизмов и машин, Детали машин и основы конструирования)» входит в цикл дисциплин, призванных обеспечить общетехническую подготовку бакалавров, владеющих основами проектирования, изготовления и ремонта механизмов и машин независимо от отрасли промышленности и транспорта. Прикладная механика рассматривает общие методы и алгоритмы анализа, синтеза и проектирования деталей, механизмов и машин.

Дисциплина «Прикладная механика (ТММ, ДМ и ОК)» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части для студентов, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело».

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

-теорию механизмов и машин;методы решения практических задач;

- основные критерии работоспособности и расчета деталей машин;

- принципы работы, области применения, технические характеристики типовых механизмов, узлов и деталей машин;

- системы и методы проектирования типовых деталей и узлов машин с применением средств вычислительной техники;

- основные типовые приемы обеспечения технологичности конструкций и применяемые материалы;



уметь:

- использовать методы статического, кинематического и динамического расчета механизмов и машин;

- проектировать типовые элементы машин, выполнять их оценку по критериям работоспособности;

- определять требования к качеству изделий, выбирать материалы для их изготовления;

- применять современные компьютерные технологии;

- использовать стандартные программные средства при проектировании;

- выполнять необходимые эксперименты и объективно интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений;



владеть:

- рациональными приемами поиска и использования научно технической информации;

- методами расчета и конструирования работоспособных деталей с учетом необходимых материалов, и механизмов по заданным входным или выходным характеристикам;

- методами определения оптимальных параметров деталей и механизмов;

- методами работы на ЭВМ при подготовке графической и текстовой документации;

- нормативами проектной деятельности с навыками составления рабочих проектов, отчетов.

Знания по дисциплине «Прикладная механика (ТММ, ДМ и ОК)» необходимы студентам данного направления для усвоения знаний по следующим дисциплинам: нефтегазопромысловое оборудование, насосы и компрессоры, грузоподъемные машины, основы технологии машиностроения, прочностная надежность нефтегазового оборудования, газотурбинные установки, насосные и компрессорные установки газонефтепроводов.
II. Программа учебной дисциплины с методическими указаниями по каждой теме

Введение

Прикладная механика (ТММ и ДМ и ОК) - научная основа анализа и синтеза современных машин. Примеры механизмов современных машин. Основные проблемы теории механизмов и машин и проектирования деталей машин. Значение курса для инженерного образования. Краткие сведения из истории развития теории машиностроения . Роль русских ученых в становлении этих наук.



1. Основные механизмы и детали машин

1.1. Основные понятия и определения. Машина, механизм, звено, деталь. Кинематические пары и их классификация. Кинематические цепи.

В этой теме вводится ряд понятий из классической теории механизмов и машин, которые следует запомнить.Механизм и, следовательно, машину собирают из отдельных деталей. Деталью называют изделие, изготовленное из монолитного материала без применения сборочных операций. Одна или несколько деталей, образующих жесткую систему тел, предназначенные для выполнения определенной функции в составе механизма, называют звеном. Звено может быть подвижным и неподвижным. Неподвижное звено называют стойкой.

Под кинематической паройпонимают подвижное соединение двух звеньев, допускающее их относительное движение. Места контакта каждого из двух звеньев называют элементами кинематической пары. Элементы низшихпар - поверхности, высших- линии или точки.

На относительное движение каждого звена элементы кинематической пары налагают ограничения, называемые связями. Взависимости от числа налагаемых связей кинематические пары разделяют на пять классов. Под кинематической цепьюпонимают связанную систему звеньев, образующих между собой кинематические пары.

1.2. Основные виды механизмов и деталей машин. Плоские и пространственные механизмы. Рычажные механизмы, передачи зацеплениеми трением (зубчатые, цепные, фрикционные, ременные). Гидравлические и пневматические механизмы, кулачковые механизмы. Основные детали машин. Валы и оси. Подшипники, Упругие элементы. Соединения деталей.

Изучив материал этой темы, студент должен указать на отличительные признаки плоского и пространственного механизма, знать классификацию механизмов и машин, значение упругих элементов.

2. Проектирование механизмов

2.1. Методы построения рычажных механизмов. Основы структурного и кинематического анализа рычажных механизмов.

Графические и аналитические методы синтеза плоских рычажных механизмов.

Число степеней свободы плоских механизмов W определяют по формуле Чебышева(1869 г.): W=3n-2p5 –p4, где n - количество подвижных звеньев; p5-количество кинематических пар 5 класса (низших пар) и p4-количество кинематических пар 4 класса (высших пар).

Любой механизм имеет одно или несколько ведущих звеньев, количество которых соответствует значению W.Ведущее звено, образующее со стойкой вращательную или поступательную кинематическую пару, относят к механизмам 1 класса. Более сложные механизмы можно получить, если последовательно присоединять к одному или нескольким ведущим звеньям и стойке так называемые структурные группы Ассура(1914) (кинематические цепи, которые получают нулевую подвижность после присоединения концевых пар к стойке). В состав этих групп входят только низшие кинематические пары. Структурные группы Ассура не изменяют числа степеней свободы механизмов. Их подразделяют на классы и порядки. Разложение кинематической цепи механизма на структурные группы называют структурным анализом. При структурном анализе определяют количество звеньев, количество и класс кинематических пар, число степеней свободы, класс и порядок структурных групп. По Артоболевскому И.И. класс и порядок механизма соответствует наивысшему классу и порядку входящих в него структурных групп.

Основные задачи кинематического анализа механизмов: определение положений звеньев и построение траекторий движения их точек; определение линейных скоростей точек и угловых скоростей звеньев; определение линейных ускорений точек и угловых ускорений звеньев.

Для любой позиции несложного плоского механизма надо уметь строить планы скоростей и ускорений.

Термин «синтез» означает проектирование, создание схем новых механизмов по заданным кинематическим и динамическим параметрам.

2.2. Зубчатые передачи, их классификация. Эвольвентное зацепление и его свойства. Основные параметры и характеристики зубчатого зацепления. Механизмы отказа зубчатых передач, расчетные схемы, предельные и допускаемые напряжения.

Врассматриваемой теме наибольшее внимание следует уделить расчетам и проектированию передач с эвольвентными зубчатыми колесами. Для профилирования таких колес применяется способ Эйлера (1707- 1783 гг.). Профили зубьев должны удовлетворять основной теореме зацепления: общая нормаль к профилям зацепления, проведенная в точке их касания, делит межцентровое расстояние на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.

При изучении элементов и геометрических параметров зацепления цилиндрических эвольвентных зубчатых колес необходимо усвоить следующие понятия и определения.Эвольвентой окружностиназывают кривую, которую описывает любая точка прямой, перекатываемой без скольжения по окружности (прямую называют производящей прямой, окружность - основной окружностью).

В соответствии с основной теоремой зацепления, центроиды, в относительном движении зубчатых колес, называют начальными окружностями. Они перекатываются одна по другой без скольжения. Расстояние между центрами этих окружностей называют межосевым расстоянием. Дугу начальной окружности, вмещающей один зуб, называют окружной толщиной зуба. Толщина зуба и ширина впадины образуют окружной шаг. Расстояние между одноименными профилями соседних зубьев, измеренное по дуге начальной окружности, называют начальнымокружным шагом. Модулем называют линейную величину, в π раз меньшую окружного шага (часть диаметра, приходящаяся на один зуб).Окружность, для которой модуль соответствует стандартному, называют делительной. У большинства зубчатых передач диаметры делительных и начальных окружностей совпадают. Отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни называют передаточным числом.

Необходимо обратить внимание на виды зубчатых передач и области их применения, преимущества и недостатки зубчатых передач, критерии их работоспособности; усвоить определение предельных и допускаемых напряжений.

2.3. Расчет зубьев передач на прочность по контактным напряжениям и на изгиб. Косозубые передачи.

Необходимо усвоить методы расчета открытых и закрытых цилиндрических зубчатых передач по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.

Обратите внимание на то, что основным критерием работоспособности открытых передач является прочность зубьев на изгиб, закрытых (размещающихся в закрытом корпусе) - контактная прочность.

Нужно также обратить внимание на определение сил, действующих в зубчатых передачах.

Необходимо ознакомиться с видами смазок и с тем, когда какая из них и при каких условиях применяется, а также со способами их подведения к зубчатым колесам.

2.4. Конические передачи, их расчет. Червячные передачи, их расчет

Необходимо усвоить основные типы пространственных механизмов для передачи движения между валами с пересекающимися и перекрещивающимися геометрическими осями, их кинематику.

Необходимо знать достоинства и недостатки коническойпередачи, особенность их расчета по сравнению с цилиндрическими передачами.

Разберитесь в устройстве цилиндрических и глобоидных червячных передач, их достоинствах, выявите недостатки и области применения.

Обратите внимание на конструкцию червяков и червячных колес, на кинематические и силовые зависимости червячных передач, уясните явление самоторможения.

Усвойте расчеты зубьев цилиндрической червячной передачи на прочность по изгибу и на контактную прочность.Расчет зубьев червячного колеса на изгиб аналогичен расчету зубьев цилиндрических косозубых колес.

Изучите методику теплового расчета редуктора и вопросы искусственного его охлаждения.

2.5. Планетарные и волновые передачи. Основные схемы, кинематика, особенности расчета. Определение передаточных отношений различных зубчатых передач


Необходимо знать типы многозвенных зубчатых механизмов, оси отдельных колес которых перемещаются относительно стойки, их достоинства, недостатки; усвойте кинематику, конструкции и расчет планетарных и волновых передач.

2.6. Передачи трением. Материалы и конструкции приводных ремней ременных передач. Критерии работоспособности ременных передач, Силы и напряжения в ремнях, передача зубчатыми ремнями. Фрикционные вариаторы, их достоинства и недостатки

Рассмотрите следующие вопросы: основные виды ременных передач и области их применения; материал и конструкция ремней; типы стандартных ремней; геометрические, кинематические и силовые зависимости в ременных передачах; расчет ремней по тяговой способности их и на долговечность; конструкция, материал и расчет шкивов; ременные вариаторы и их расчет.

Уясните зависимость предельных окружных скоростей шкивов от их материала и конструкции, необходимость ограждения ременных передач.

2.7. Цепные передачи. Приводные цепи, основные параметры и критерии работоспособности. Несущая способность. Силы и напряжения в ветвях цепи и нагрузка на валы

Ознакомьтесь с типами приводных цепей по государственным стандартам и изучите следующие вопросы: виды цепных передач и области их применения; кинематические и силовые зависимости; определение диаметра звездочек; методика расчета цепной передачи.

Выясните причины неравномерности движения цепи и ее влияние на работу передачи; ознакомьтесь со способами смазки цепных передач.

3. Проектирование деталей машин

3.1. Валы и оси. Основные типы валов, материалы. Расчеты на прочность и жесткость.

Валы предназначены для передачи вращательных моментов, оси - только для поддержания укрепленных на них деталей. Валы и оси рассчитываются на прочность, жесткость и колебания. Основными силовыми факторами, вызывающими кручение и изги6, являются крутящий Т и изгибающий Ми моменты. Предварительную оценку диаметра вала производят только из расчета на кручение при пониженных допускаемых касательных напряжениях

,

где – вращающий (крутящий) момент, Н∙м ;= 1530 МПа.

Расчет вала на усталостную прочность считается основным. Расчет на статическую прочность – проверочным.

Коэффициент запаса прочности определяют по формуле:




где sσ,sτ - коэффициенты запаса прочности соответственно, по нормальным и касательным напряжениям, [s] ≥ 1,5 - допускаемый коэффициент запаса прочности.

Необходимо знать различие в расчетах валов и осей на прочность.

3.2. Подшипники. Основные типы подшипников качения и их характеристика. Подбор подшипников качения. Конструкция типовых опор. Общие сведения о подшипниках скольжения. Применяемые материалы. Смазочные материалы. Критерии работоспособности

Ознакомьтесь с классификацией и конструкцией, а также областями применения основных типов подшипников качения. Усвойте следующие вопросы: материалы деталей подшипников качения, смазка подшипников качения, основные правила конструирования подшипниковых узлов подшипников качения; их монтаж и регулировка; расчет подшипников на статическую и динамическую грузоподъемность и подбор их по ГОСТам

3.3. Соединение деталей. Резьбовые соединения. Основные виды крепежных резьбовых изделий. Расчет стыка для разных случаев приложения нагрузки.

Общие характеристики заклепочных, сварных, паянных и клеевых соединений.

Детали и узлы, составляющие машину, связаны между собой подвижно или неподвижно. Неподвижные связи называют соединениями, которыеделят наразъемные и неразъемные.

Кразъемным соединениям относят: резьбовые, штифтовые, клиновые, шпоночные, шлицевые и профильные. К неразъемным - заклепочные, сварные и соединения с натягом.

Основным критерием работоспособности и расчета соединений считается прочность.

При изучении резьбовых соединений следует обратить внимание следующие вопросы: резьбы и их разновидности, ГОСТы нарезьбы, достоинства, недостатки и области применения отдельных видов резьб, Усвойте расчет болтов при действии на них статических и переменных нагрузок. Необходимо знать достоинства и недостатки неразъемных соединений и их расчет на прочность.

3.4. Виды соединений для передачи крутящего момента: шпоночные, зубчатые и клиновые. Расчет на прочность.

Типы муфт и их применение. Подбор муфт.

Для закрепления деталей (зубчатых колес, муфт, маховиков ит. д.) на осях и. валах применяют шпоночные, шлицевые и профильные соединения. Наиболее часто применяются шпоночные соединения с призматическими шпонками. Призматические шпонки работают на смятие и на срез; следовательно, условием прочности будут следующие две зависимости:

σсм=4Т/(hIpd)≤[σсм];τ=2T/(bIpd)≤[τ].

где σсм, τ -соответственно напряжение смятия и касательное напряжение; [σсм], [τ]- то же, допускаемые напряжения; Т - [крутящий момент; d- диаметр вала; 1 - рабочая длина шпонки; h - высота шпонки; b- ширина шпонки.

По принципу действия различают: постоянные, сцепные, самоуправляемые муфты. По характеру работы их делят нажесткие и упругие.

Необходимо хорошо знать области применения всех видов муфт.

Муфты подбирают по ГОСТу или нормалям по большему диаметру соединяемых валов и расчетному моменту. Типы муфт подбирают в зависимости от выполняемых функций. 0сновной паспортной характеристикой муфты является допускаемый крутящий момент [Т].

3.5. Технологичность, точность, надежность. Конструкционные материалы. Требования стандартизации отдельных элементов конструкции механизма. Взаимозаменяемость. Основные сведения о допусках и посадках. Понятие о критериях надежности и долговечности работы машин. Влияние трения в парах на надежность и долговечность машин. Ресурс работы механизмов и машин.

При изучении этой темы необходимо хорошо освоить технологические требования, критерии надежности и пути ее повышения, основные машиностроительные материалы и их свойства, стандартизацию деталей и ее значение, взаимозаменяемость и ее значение в современном машиностроении, основные сведения о допусках и посадках, влияние трения в парах на надежность и долговечность машин.

4. Динамика механизмов

4.1 Динамический анализ механизмов. Характеристика сил, действующих на звенья механизма. Условие кинетостатической определимости кинематических цепей. Определение реакций в кинематических парах методом планов сил.

Исследование движения механизма под действием активных сил, реакций связей и сил инерции называют динамическим анализом. Необходимо усвоить, какие силы могут быть приложены к механизму; уяснить физический смысл силы инерции и принцип Даламбера для составления условий равновесия сил; надо ознакомиться с векторным изображением реакций связи во вращательной, поступательной и высшей паре плоского механизма, уметь определять реакции связи методом планов сил без учета сил трения, а также момент уравновешивающей пары сил на ведущем звене.

4.2. Уравнения движения механизма в энергетической форме. Приведение масс и моментов инерции. Приведение сил и моментов в плоских механизмах. Подбор двигателя, решение уравнений движения. Понятие о КПД механизмов.

Следует научиться определять работу силы или работу момента силы, действующих на любом звене механизма; уметь находить приведенную силу, приведенный момент силы, приведенную массу, приведенный момент инерции; написать уравнение движения машины и уметь объяснить соотношение работы сил движущихся и сил сопротивления в трех периодах работы машины: при пуске, при установившемся движении и при остановке; понятие о механическом КПД.

4.3. Уравновешивание и виброзащита машин. Понятие о резонансе и критической скорости вращения валов. Статическое и динамическое уравновешивание вращающихся звеньев. Балансировка роторов. Статическое и динамическое уравновешивание плоских механизмов. Условия уравновешенности механизма. Виброзащитные системы.

При ускоренном движении звеньев механизма силовое воздействие машины на ее основание содержит динамические составляющие, которые изменяясь циклически приводят к вибрациям. Для устранения такого вредного воздействия или его уменьшения применяют уравновешивание механизмов.

Необходимо знать условия статической и динамической уравновешенности вращающихся звеньев; балансировку роторов, статическое и динамическое уравновешивание плоских механизмов; основные методы виброзащиты и виброзащитные системы.


III. Задания для контрольных работ
Контрольные задания состоят из 10 групп задач. Все задачи каждой группы даны в 10 вариантах. Исходные данные в задачах контрольных заданий могут быть заменены преподавателем на другие. Обязательной для выполнения является та группа задач контрольного задания, номер которой соответствует последней цифре шифра студента, и тот вариант этой группы, который соответствует предпоследней цифре шифра студента.

Контрольная работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 на стандартных листах бумаги формата А4. Она может быть набрана на компьютере в MICROSOFTWORD (шрифт TimesNewRoman. кегль 14), а также может написана от руки.

Листы пояснительной записки должны иметь рамку и штамп с основной надписью.

Текст записки пишется в рамку, образованную полями: левое – 20 мм, правое – 5 мм, верхнее – 5 мм, нижнее – 5 мм. Основную надпись на листах пояснительной записки выполняют по ГОСТ 2.104-68. и ГОСТ 2.105-95. Заголовки всех разделов выделяют в отдельную строку и выполняют прописными буквами. Все разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют и оформляют согласно требованиям ГОСТ 2.105-75 следующим образом, например: 1.3.4.6 - где 1 -номер раздела, 3 - подраздела, 4 - пункта, 6 - подпункта.Очередной раздел необходимо начинать с новой страницы.

Расчет рекомендуется производить в единицах СИ. Вычисленные значения должны быть округлены и взяты по ГОСТам. Расчет рекомендуется писать в следующей форме: сначала должна быть написана формула в буквах, затем, без всяких алгебраических преобразований в цифрах; после этого - результат вычисления.

После нахождения искомых величин следует проставлять их единицы. В конце работы привести список использованной литературы.


Первая группа задач
Задача 1.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.1.1), которое определяется углом φ. 2.Определить скорости точекА, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.1
Рис.1.1

Таблица 1.1



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)


Задача 1.2. Подобрать электродвигатель привода грузовой лебедки (рис.1.2), рассчитать ременную и червячную передачи и выполнить рабочий чертеж червячного колеса. Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.2.
Рис.1.2

Таблица 1.2



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тяговое усилие

на тросе F, кН



5,0

4,8

4,6

4,4

4,2

4,0

3,8

3,6

3,4

3,2

Скорость движения

троса v,м/с



1.5

1,4

1.3

1,2

1,1

1,0

0,9

0,8

0,7

0,6

Диаметр барабана

D,мм

300

320

340

360

380

400

420

440

460

480

Срок службы

передачиL,



6,5

6,7

6,9

7,1

7,3

7,5

7,7

7,9

8,1

8.3

Тип привода

нереверсивный



Задача 1.3. По данным предыдущей задачи рассчитать ведомый вал редуктора и подобрать по стандарту подшипники качения. Расстояние между подшипниками принять конструктивно. Недостающими данными задаться. Привести рабочий чертеж вала.
Вторая группа задач
Задача 2.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.2.1), которое определяется углом φ. Уголφоткладывается в направлении угловой скорости ω1от осиО-О.

2.Определить скорости точекА, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 2.1

Рис.2.1

Таблица 2.1



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)


Задача 2.2. Подобрать типоразмер электродвигателя привода ленточного конвейера (рис.2.2), рассчитать ременную и цилиндрическую передачи и выполнить рабочий чертеж зубчатого колеса. Исходные данные для расчета приведены в табл. 2.2.

Рис.2.2
Таблица 2.2



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р3, кВт

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

ω3 , с -1

2.3π

2.2π



1,8π

1,7π

1,8π



2,2π

2,3π

2,4π


Задача 2.3. По данным предыдущей задачи рассчитать ведомый вал редуктора и подобрать для него подшипники качения. Расстояние между подшипниками принять конструктивно. Недостающими данными задаться. Привести рабочий чертеж вала.
Третья группа задач

Задача 3.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.3.1), которое определяется углом φ. Уголφоткладывается в направлении угловой скорости ω1от осиО-О.

2Определить скорости точек А, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 3.1



Рис.3.1

Таблица 3.1



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)



Задача 3.2. Подобрать типоразмер электродвигателя привода ленточного конвейера (рис.3.2), рассчитать коническую и зубчатую цилиндрическую передачи и выполнить рабочий чертеж конического колеса. Исходные данные для расчета приведены в табл.3.2.

Рис.3.2


Таблица 3.2

Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ft, кН

3

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

3,6

3,7

3,8

3,9

V, м/с

0,75

0,8

0,85

0,9

0,95

1

1,05

1,1

1,15

1,2

D, мм

350

325

300

275

250

225

200

225

250

300


Задача 3.3. По данным предыдущей задачи рассчитать ведомый вал редуктора и подобрать для него по стандарту подшипники качения. Недостающими данными задаться. Привести рабочий чертеж вала.
Четвертая группа задач

Задача 4.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.4.1), которое определяется углом φ.

2.Определить скорости точекА, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 4.1


Рис.4.1


Таблица 4.1

Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)


Задача 4.2. В приводе цепного конвейера подобрать электродвигатель, разбить общее передаточное число по передачам и рассчитать цепную и тихоходную зубчатую передачу соосного редуктора и выполнить рабочий чертеж зубчатого колеса ведомого вала (рис.4.2). Окружное усилие на тяговых звездочках Ft, окружная скорость этих звездочек V, шаг тяговых цепей p и число зубьев звездочки z приведены в табл. 4.2.
Рис.4.2

Таблица 4.2



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ft, кН

2,5

2,4

2,3

2,2

2,1

2,0

1,9

1,8

1,7

1,6

V, м/с

0.7

0,8

0,9

1,0

0,7

0,8

0,8

1,0

0,7

0,8

p, мм

160

160

125

125

125

100

100

100

80

80

z

13

12

10

9

8

12

13

10

9

8


Задача 4.3. По данным предыдущей задачи рассчитать ведомый вал редуктора и подобрать для него по стандарту подшипники качения. Недостающими данными задаться. Привести рабочий чертеж вала.
Пятая группа задач

Задача 5.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.5.1), которое определяется углом φ. Уголφоткладывается в направлении угловой скорости ω1от осиО-О.

2.Определить скорости точекА, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 5.1



Рис.5.1

Таблица 5.1



Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)



Задача 5.2. В приводе цепного конвейера (рис.5.2) подобрать электродвигатель, рассчитать ременную и цилиндрическую прямозубую передачи и выполнить рабочий чертеж зубчатого колеса. Мощность на ведомом валу редуктора Р3 и угловая скорость вращения этого вала ω3 приведены в табл.5.2.
Рис.5.2
Таблица 5.2

Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р3, кВт

2

2,5

3

3.5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

ω3 , с -1



2,2π

2,3π

2,5π

2,7π

2,8π



3,2π

3,3π

3,4π

Задача 5.3. По данным предыдущей задачи рассчитать ведомый вал редуктора и подобрать для него по стандарту подшипники качения. Недостающими данными задаться. Привести рабочий чертеж вала.
Шестая группа задач

Задача 6.1.

1.По заданным размерам построить кинематическую схему механизма в расчетном положении (рис.6.1), которое определяется углом φ.

2.Определить скорости точекА, В,С,S1, S2. Для этого построить план скоростей.

3.Определить угловую скорость звена 2 ω2. Указать на схеме направление ω2 круговой стрелкой.

4.Определить ускорения точекА, В, С, S1,S2, S3. Для этого построить план ускорений.

Точки S1,S2, S3 - центры масс звеньев. Точка S1 находится на середине ОА. Точка S2 находится на середине АВ. Для ползуна 3 точкиВи S3совпадают).

5.Определить угловое ускорение звена 2 ε2. Указать на схеме направление ε2 круговой стрелкой.

6.Определить реакции в кинематических парах от действия сил тяжести и инерционных нагрузок.

7.Определить уравновешивающую силу.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 6.1


Рис.6.1
Таблица 6.1

Величина

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОА, мм

25

30

32

28

26

250

320

300

280

260

АВ, мм

80

90

90

84

80

800

900

900

840

800

АС, мм

30

38

36

30

30

300

360

380

300

300

е, мм

13

26

24

18

20

130

240

260

180

200

φ, град

30

45

60

120

135

150

225

240

300

315

ω1, 1/сек

28

30

32

35

40

44

48

50

55

60

m1, кг

(длина ОА поставляется в метрах)

m2, кг

(длина ВС поставляется в метрах)

m3, кг



IS2,

(длина ВС поставляется в метрах)

Задача 6.2. В приводе цепного конвейера (рис.6.3) подобрать электродвигатель, рассчитать ременную и коническую передачи и выполнить рабочий чертеж конического колеса. Мощность на ведомом валу редуктора Р3 и угловая скорость ω3приведены в табл.6.2.

Рис.6.2


ч. 1 ч. 2 ч. 3