Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Название

ч. 1
Информационная карта программы

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «ДОКА»

1.

Номинация программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

2.

Название программы

ДОКА

3.

Цель

Создание оптимальных условий для нравственного и творческого развития детей через их включение в различные виды продуктивной деятельности.

4.

Краткое содержание программы

- пояснительная записка;

- содержание программы;

- механизм реализации программы;

- работа с родителями;

- индивидуальная работа с детьми;

- кадровое обеспечение программы;

- ожидаемые результаты;

- план реализации программы;

- литература;

- приложения.



5.

Ожидаемые результаты

- дальнейшее развитие нравственных и эстетических качеств детей, их физических и трудовых навыков;

- сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников;

- приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни;

- развитие навыков самостоятельности, ответственности за свои поступки, общения с природой, построения отношений со сверстниками и взрослыми;

- развитие творческой активности каждого ребенка.



6.

Авторы программы

Лузанова И.В., Никитина Л.А.

7.

Адрес организации

240100 Калужская обл., г. Таруса, ул. Пушкина, д.1 тел. 8(48435) 2-52-34

8.

Количество детей

30 - 40

9.

Сроки проведения

Июнь - июль

10.

Финансовое обеспечение

Фонд социального страхования, городской бюджет.

11.

Имеющийся опыт реализации программы

Срок реализации 21 день


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР «ТАРУССКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТАРУССКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята педагогическим советом «Утверждаю»

Тарусского Дома Детского Творчества директор МОУ ДОД ТДДТ

Протокол № 4 от 11 мая 2012г. ____________И.В.Лузанова

« »_______________2012 г.

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «ДОКА»

Авторы программы:

Лузанова Ирина Васильевна,

Никитина Любовь Анатольевна,

методисты МБОУ ДОД ТДДТ



Таруса, 2012 г.
Пояснительная записка
«В воспитании нет каникул» - это педагогическая формула является главным правилом для педагогического коллектива Тарусского Дома Детского Творчества.

Воспитание в условиях лета мы рассматриваем не как целенаправленное педагогическое воздействие, а как создание условий для взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. В работе используются различные методики и педагогические технологии, но суть их одна – саморазвитие ребенка в совместной творческой деятельности.

Участвуя в предлагаемых программах и проектах, ребенок повышает свой социальный статус и самооценку, использует право быть самостоятельным в принятии решений, приобретает трудовые и профессиональные навыки.

Летние каникулы являются частью социальной среды, поэтому, используя потенциал летнего свободного времени, мы хотим решить задачи духовно- нравственного, интеллектуального, социального и физического развития детей.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е.

включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из бюджетного финансирования.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений (7-14 лет). При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 – 20 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:



  • Конституцией РФ;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 20.06.00г. №103-Ф3;

  • Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120- ФЗ(с изменениями на 1 декабря 2007г.);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 №189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федерального закона РФ от 29.12.2010г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»

  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г. №2688.

  • Долгосрочная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 2010-2015 годах» ( в редакции от 15.04.2010 № 145, от 09.07.2010 № 271, от 29.12.2010 № 553, от 13.04.2011 № 196)

В основу деятельности школьников в лагере дневного пребывания легли традиции, законы, опыт работы отряда «Ока», который впервые был организован в 1961 году по инициативе детского писателя, жившего в Тарусе долгие годы, Николая Владимировича Богданова. Рейды в защиту рек Ока и Таруса, изучение героического прошлого страны, поиск героев и их потомков, работа КЛИМа (Клуба Любителей искусства, Музыки) проходили под активным руководством одного из первых вожатых пионерских отрядов Москвы, Н.В. Богданова.

Название смены «ДОКА» можно истолковать в нескольких значениях:


  • Дети Отряда ОКА

  • Друзья реки ОКА

  • Добровольческая Команда Активистов

Нам ближе интерпретация : Добровольческая Команда Активистов.

Девиз и законы отряда «ДОКА» формируются в ходе лагерной смены на основе традиций «ОКА»:



Девиз отряда: Смекалка. Выдумка. Тайна.

Законы отряда:

  • все что интересно и полезно, то можно;

  • в отряде нет начальников, все равны;

  • пришел не молчи, споря – предлагай, предлагая – делай сам;

  • наша сила – в единстве и дружбе.

Актуальность программы связана с тем, что перед родителями с наступлением летних каникул остро встает проблема с организацией свободного времени у детей. В свою очередь, не все дети пока могут четко определиться с тем, чем они будут заниматься во время каникул. Это чаще всего времяпрепровождение перед телевизором, за компьютером или бесцельное гуляние по улице.

Кроме того, в последнее время педагоги заметили, что у детей снизился интерес к настоящему и прошлому своего города, его традициям. Поэтому название смены лагеря в 2012 г. «Четыре «Т» - Таруса, Талант, Труд, Творчество.



Цель:

Организация полноценного летнего отдыха для детей и подростков, физическое оздоровление, снятие психического переутомления, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, развитие творческого потенциала каждого ребенка.



Задачи:

1. Создавать условия для организации полноценного отдыха детей.

2. Формировать интерес к различным видам деятельности.

3. Развивать познавательную активность и творческие способности.

4.Укреплять здоровье, содействуя полноценному физическому и интеллектуальному развитию.

5. Воспитывать ответственность, бережное отношение и любовь к природе.

6. Формировать отношение сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми, овладевая навыками самоуправления.

7. Формировать у подрастающего поколения зрелой гражданской позиции и чувства патриотизма к Родине.



Содержание программы
1. «Таруса»

Познавательно-исследовательская деятельность:

Задача: воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Формы работы:

  • краеведческие экспедиции;

  • экскурсии по городу, прогулки по историческим местам, посещение музеев;

  • организация выставки рисунков о природе, об истории родного края;

  • организация выставок поделок из природного материала, ткани и бросового материала;

  • интеллектуальные игры.


Мероприятия: экскурсия «Цветаевские тропы», «Край Паустовского», «Таруса-сад. Русский Барбизон», ролевая игра «Легенды древних славян», экскурсия в школьный музей, интеллектуальная игра «Знатоки истории», «Свеча памяти», экологическая игровая программа «Сбережем наш общий дом», «День города», «На Ивана на Купалу…»

2.«Творчество»

Художественно-эстетическая деятельность:

Задача: знакомство с различными видами художественного творчества и рукоделия, развитие эстетического вкуса.
Формы работы:

  • организация концертов;

  • работа в мастерских по овладению различными видами художественного творчества и рукоделия;

  • викторины, конкурсы.


Мероприятия: открытие и закрытие лагерной смены, Пленер, мультфильмы по произведениям К.Г. Паустовского, конкурс «Оживи картину: Наша Третьяковка» (пантомима), фестиваль «Петухи и гуси в городе Тарусе», кинофестиваль «Пушкиниада»,

3.«Труд»

Трудовая, общественно-полезная деятельность:

Задачи: способствовать формированию у детей трудовых навыков, развивать умение работать сообща на общий результат

Формы работы:

  • благоустройство территории лагеря;

  • дежурство по лагерю;

  • благоустройство памятных мест.


Мероприятия: дежурство по помещению, трудовые десанты, дежурство по столовой.

4. «Талант»

Спортивно- оздоровительная деятельность,

Коммуникативная деятельность:

Задачи: способствовать эмоциональному раскрепощению детей, появлению новых друзей, решению коммуникативных проблем воспитанников, укреплению здоровья, физического развития детей.

Формы работы:

  • организация и проведение лагерных эстафет;

  • спортивные праздники;

  • спортивные игры, утренняя гимнастика.

  • коллективные и творческие дела;

  • игры на сплочение и взаимодействие коллектива.

  • прогулки, игры на свежем воздухе.

Мероприятия: полигонная игра «Зарница», поход, день воды «Широка наша Ока…», малые олимпийские игры, «Фотокросс», «Фабрика звёзд», «Мисс «Лето», «Мистер «Июль», Презентация проекта «Город будущего».

Принципы реализации программы
1. Личностный подход к воспитанию - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью - добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- создание ситуаций успеха;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения

Механизм реализации программы


  1. Подготовительный этап включает:

    • подбор кадров;

    • комплектование отрядов;

    • разработку документации;

  2. Организационный этап включает:

  • знакомство;

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

  • сплочение отрядов;

  • формирование законов и условий совместной работы;

  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

  1. Основной этап включает:

  • обеспечение условий для самореализации каждого ребенка;

  • формирование костяка отряда, развитие традиций лагеря и создание собственных;

  • включение разнообразных видов и форм деятельности детей.

  1. Заключительный этап:

  • анализ реализации проекта смены;

  • анализ изменений, произошедших с участниками смены.


Работа с родителями

Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:

- встречи с начальником лагеря, воспитателями;

- индивидуальные беседы с педагогом – психологом, социальным педагогом;

- участие в различных мероприятиях.
Индивидуальная работа с детьми

Воспитательный процесс проходит на протяжении смены и включает в себя:

- беседы по правилам поведения, культуре общения;

- беседы по профилактике негативных ситуаций, правонарушений.


Кадровое обеспечение программы
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Важными условиями в работе педагогов являются:

умение находить понимание и способы взаимодействия,

рождение творческих способностей каждого ребенка,

создание ситуации успеха.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения.



Перечень мероприятий


1день
Открытие смены.
Игры на знакомство.
Работа творческих мастерских.

2 день
Экскурсия в краеведческий музей.

День безопасности.

(действия по тревоге «пожар» и т. д.)

3 день

Подготовка к конкурсу «Оживи картину».
Час кино.
Работа творческих мастерских.

4 день
Трудовой десант.
Конкурс «Оживи картину»: «Наша Третьяковка»


5 день

Полигонная игра «Зарница»



Возложение цветов.
«Свеча памяти»



6 день

Пленер.
Показ презентации «Художники Тарусы»


7 день

Экскурсия «Край Паустовского»

Работа творческих мастерских

8 день

Подготовка костюмов и декораций к съемке мультфильмов по произведениям Паустовского

9 день
Просмотр мульфильмов по произведениям Паустовского.

Благоустройство

территории лагеря.

Работа творческих мастерских.



10 день
Ролевая игра

«Легенды древних славян».


11 день

Экологическая игра «Сбережем наш общий

дом».

Трудовой десант.



Работа творческих мастерских.

12 день

Поход одного дня. Школа выживания

13 день

Экскурсия «Цветаевскими тропами».

Подготовка к кинофестивалю «Пушкиниада».

Работа творческих мастерских



14 день
Подготовка к кинофестивалю «Пушкиниада»
День воды «Широка наша Ока»

15 день

Кинофестиваль «Пушкиниада»

Работа творческих мастерских


16 день

Работа над проектом «Город будущего».
Конкурс «Мисс Лето и мистер Июль»

17 день

Работа над проектом «Город будущего».

Познавательно-развлекательная игра «На Ивана, на Купалу» .

Работа творческих мастерских.



18 день

Презентация проекта «Город будущего».

Интеллектуальная игра «Знатоки истории»

Подготовка ко Дню города



19 день

Фотокросс



Акция

«Сделаем наш город чище».
Подготовка ко Дню города.


20 день

Малые


олимпийские игры.
Подготовка к «Фабрике звезд»

Работа творческих мастерских




21 день

«Фабрика Звезд»

Закрытие смены












Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы ожидается достижение определенных результатов:

1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, обогащение словарного запаса.

3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве учреждения.

5. Личностный рост участников смены.

6. Отсутствие правонарушений среди учащихся в летний период



Результативность программы
В рамках анализа результативности деятельности лагеря с детьми и подростками проводится диагностика (в начале и в конце смены), на основании которой можно оценить социальную значимость данной программы.

Задачи

Критерии

Методики

Показатели

Формирование социальной компетентности

определение своего места в группе;

навыки работы в группе;

навыки организатора группы;


Социометрия.

Тренинги на знакомство, формирование и сплочение отрядов.

Методики на сплоченность коллектива и взаимопонимание


положение в группе (лидер, принимаемый); реализация созданного проекта,

организация деятельности группы;

выступление в качестве исполнителя, организатораинициатора,

владение возможными социальными ролями в коллективе



Формирование коммуникативной компетентности

умение представлять себя перед окружающими;

умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;

умение вести дискуссию


Наблюдения, собеседования и анкетирование

воспитанников и работников лагеря.

Методика отслеживания эмоционального состояния.

Анкета на определение уровня коммуникативных способностей.

Беседы.


Признание и уважение коллектива;

Желание работать в одной группе;

Общественные отзывы и мнения


Формирование компетентности познавательной деятельности

постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях

Методика незаконченных предложений.

Индивидуальные беседы.



Способность самостоятельно принять решение;

сделать нестандартный выбор



Формирование компетентности практической деятельности

игровые навыки, умение наблюдать и рефлексировать, навыки опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование

Упражнение «Визитная карточка»

Опросник Айзенка для подростков.




Умение играть в команде;

Способность к самоанализу;

Умение применять навыки на практике

Для родителей была предложена анкета со следующими вопросами:

1. С удовольствием ли ребенок посещает лагерь? Да. Нет.

2. Что больше всего нравится в лагере?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Участвуете ли вы в жизни лагеря? (Помогаете организовать экскурсии, походы, участвуете в праздниках и т.д.) Да. Нет.


4. Что бы вы посоветовали организовать для вашего ребенка в лагере?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Нравится ли вашему ребенку питание в лагере? Да. Нет.

Режим дня


Мероприятия

Время проведения

Сбор детей

8ч. 45 мин.

Построение

9ч. 00 мин.

Зарядка

9ч. 00 мин.- 9 ч. 15 мин.

Завтрак

9ч. 30 мин.-10ч.00мин.

Занятия в отрядах

10ч.00мин.-11ч.00мин.

Общие мероприятия

11ч.00мин.-12ч.00мин.

Занятия в отрядах

12ч.00мин.-13ч.15мин.

Построение

13ч.15мин-13ч.30мин

Обед

13ч.30мин.-14ч.00мин.

Прогулка

14ч.00мин.-14ч.30мин.



Методическое обеспечение программы

Игры на знакомство

СОЦОПРОС

Каждому ребёнку выдаётся листок бумаги и ручка. Затем им предлагается придумать какой-либо вопрос и опросить всех присутствующих. Ребёнок должен записать на свой листок имя и фамилию человека, которого он опросил и его ответ на свой вопрос. Например, вопрос: Твой любимый фильм?

1.Вася Иванов «Терминатор» 2.Маша Петрова «Усатый нянь» 3.Петя Сидоров « Властелин колец».

Помимо того, что дети опять же знакомятся друг с другом лично, они могут ещё и сразу найти для себя друзей со схожими интересами. Можно после опроса предложить ребятам обобщить то, что у них на листке. Например, комедии любят 9 человек, ужасы 5 человек и боевики 6 человек.


ЗАПИСКИ

Каждый участник делит лист бумаги на 6 частей и пишет свое имя 6-ю разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на 6 частей и аккуратно сворачивает каждую записку.

Вожатый собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить 6 любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все 6 своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто нашел свою шестерку первым.
ЗНАКОМСТВО ПО ПАРАМ

Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.

Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать.
ПОИСК ОБЩЕГО

Группа делится на пары, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.


НАЗОВИСЬ

Цель: познакомиться, развить внимание.

Время: 10 – 15 минут.

Место проведения: любое.

Условие игры: все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Третий раунд этой игры несколько изменен. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать свое имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т. д. После проведения этой игры вполне реально запомнить до 20 имен.
СНЕЖНЫЙ КОМ

Эту игру лучше проводить на «огоньке знакомства», когда ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен вожатый, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Все в кругу. Один человек называет свое имя, качество на ту же букву и показывает жест. Второй человек повторяет все про первого и называет себя: имя, качество и жест и т.д. В конце все повторяют хором про каждого. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте – успех обеспечен.


ИГРА С ГАЗЕТОЙ

Все встают в круг, водящий в центр круга. Участники придумывают необидную рифму к своему имени, например, Юлька - свистулька, и т.д.

Водящий подбегает с газеткой к любому участнику и замахивается над его головой, считая до трех. Если за это время участник не вспомнил ни одного имя+прозвища, то он получает газеткой по лбу и остается водить.

МЫ ИДЕМ В ПОХОД

Эта игра не только на знакомство, но и на сообразительность. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее, называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».


ЗНАКОМСТВО

Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит. Затем он начинает заполнять каждую клетку, отвечая на вопросы:

1.Имя, возраст.

2.Твой девиз (жизненное кредо)

3.Твое любимое занятие

4. Цель жизни.

5. Качество, которое больше всего ценишь в людях.

6. Качество, которое ты не приемлешь.

Если игра проводится с целью знакомства участников между собой, то герб прикрепляется к одежде как эмблема. А затем участники в течение дня читают надписи на гербах друг друга. Если же цель игры – знакомство коллектива и его руководителей (вожатых, педагогов), то гербы «вручаются» им

ОТРЯДНЫЙ ОГОНЁК

Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Задача огонька – воспитывать у детей потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности.

Условия, необходимые для проведения огонька:

- участники удобно устроены в кругу;

- по возможности , наличие живого огня (обычно в центре круга);

- важно создать необходимый эмоциональный настрой;

- поддержание доброй атмосферы;

- нужно избегать повышенного тона.



Правила проведения огонька:

  1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.

  2. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

  3. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

  4. Береги время, дай возможность высказаться другому.

  5. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай.


Примерные вопросы проведения огонька:

Что для тебя значит слово «друг»

Каким ты себя представляешь через 20 лет?

Какой у тебя характер?

Какой твой любимый предмет в школе?

Много ли у тебя друзей?


Ссоришься ли ты с родителями и по какому поводу?

Какая твоя любимая песня?

Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

Чем ты любишь заниматься в свободное время?


Часто ли ты ссоришься?

Умеешь ли ты рисовать?

В какие игры ты любишь играть?

Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

Что ты не любишь больше всего?

Любишь ли ты читать?

На кого ты бы хотел быть похожим?

Что для тебя в жизни самое страшное?

Я думаю, что хороший отдых это - ..

Счастливый ли ты человек? Почему?

Общительный ли ты человек?

Что может сделать тебя счастливым?

Легко ли ты можешь расплакаться?

Скоро ли ты забываешь, если тебя кто-нибудь обидел?

Умеешь ли ты сочувствовать людям?

Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?


Литература
1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт), 2005 №1

2. Волгунов В.А., Зайкин М.И.. «Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования». – Нижний Новгород: Издательство ООО «Растр-НН», 2005

3. «Здравствуй, лето!» Сборник информационно-методических материалов для организаторов каникулярного отдыха учащихся / сост. Г. И. Миронова. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2011

3. « Кто в лагере живет?» Педагогика школьных каникул: Методическое пособие / Сост. и научный редактор С.В.Тетерский. – М: «АСА-ДЕМИА», 2003

4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции). / сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2005

5. «20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря» Тыртышная М.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

6. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», 2007

Приложение 1


Взаимодействие летнего оздоровительного лагеря со службами города

Приложение 2



План подготовки лагеря


№ п\п

Наименование мероприятия

Ответственный

Отметки о выполнении

1.

Анализ состояния, структурирования проблем работы лагеря

Администрация ОУ




2.

Работа с родителями и детьми

Начальник лагеря, воспитатели




3.

Знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями

Заместитель начальника лагеря




4.

Разработка программы лагеря, мероприятий в рамках программы

Методисты ОУ




5.

Прохождение медицинской комиссии, подготовка санитарных книжек

Работники лагеря




6.

Подготовка помещений, территории:

- актовый зал;

- отрядные комнаты;

- туалеты;

- раздевалка;

- спортивная площадка



Начальник лагеря, заместитель директора по АХЧ




7.

Составление приказов об открытии лагеря, назначении ответственных лиц

Директор ОУ




8.

Разработка плана работы лагеря, отрядов, творческих мастерских

Начальник лагеря, методисты ОУ




9.

Приобретение канцтоваров

Заместитель начальника лагеря




10.

Договор столовой ОУ о питании детей

Заместитель начальника лагеря




11.

Сбор инвентаря:

- библиотека;

- фонотека;

- спортинвентарь;

- бытовые предметы;

- аппаратура



Старший воспитатель, воспитатели




12.

Комплектование аптечки


Начальник лагеря




13.

Приглашение СМИ для освещения работы лагеря

Начальник лагеря




Приложение 3



Коллективное творческое дело

«Ожившие картины»

Цель: знакомство с творчеством известных художников; сплочение группы; развитие креативности.

Описание игры: весь отряд разбивается на несколько групп. Каждая группа получает три репродукции картин известных художников. Каждой группе дается время на подбор одежды, реквизита, подготовки места для съемок. По мере готовности групп проходит фотосъемка «картин».

На следующий день проводится просмотр «картин». Награждение участников.


sdc10624

sdc10632

Приложение 4



Игра «Путешествие по сказкам»

Цель: закрепление знаний русских народных сказок; развитие ловкости, смекалки, логического мышления; сплочение группы, командное взаимодействие.

Подготовка игры:

    1. разработка маршрута игры;

    2. подбор заданий на «станциях»;

    3. определение ведущих станций (воспитатели) и «антуража» заданий;

    4. четкое разъяснение заданий и хода игры участникам;

    5. определение формы завершения игры.

Ход игры:

Перед началом игры происходит деление детей на группы, после этого каждая группа получает маршрутный лист - «Книгу сказок».

Пункт 1. Леший.

sdc10511

Игра «Паутина». Команде необходимо пролезть через натянутую между двумя деревьями паутину из веревок, не касаясь ее.


Пункт 2. Баба Яга.

Баба Яга предлагает попробовать свои силы в полете на метле и в ступе. Одной ногой участник встает в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а другой - швабру. Необходимо пройти некоторую дистанцию.


Пункт 3. Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный заставляет собрать «разбитое сердце». Составить картинку - сердечко из мелко нарезанных кусочков бумаги.



sdc10513
Пункт 4. Змей Горыныч.

Игра «Убить дракона». Нужно вступить в поединок с драконом: на каждое отрицательное качество, которое провозглашает дракон, дети должны назвать положительные качества.


Пункт 5. Русалочка.

Необходимо нарисовать на листе бумаги «сердце» необычным способом - водой из детской брызгалки. В конце игры награждение.

Приложение 5

Сбережем наш общий дом

Сценарий экологической игровой программы

Цели :

- активизировать досуговую и познавательную деятельность детей в лагере дневного пребывания;

- формировать экологическую культуру.

Оборудование:

- компьютер,

- аудиозаписи танцевальных мелодий, песен о природе, мелодий из мультфильмов, фонограммы песен,

- воздушные шары, ракетки, бумажные снежки, дротики.

- бахилы, ведра.


Ход программы

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие, на встречу с нашей прекрасной природой. Захватите с собой в дорогу все необходимое для туристов. А главное – хорошее настроение.

Как прекрасно бродить по необыкновенно красивому лесу, наблюдать за удивительными явлениями природы…

Внимание! Задание!

Перечислите, какие явления природы вы знаете.

А сейчас назовите те, которые вам больше нравятся.

Ведущий: ребята, заметили ли вы, что вокруг изменилось?

Дети: повсюду мусор. Необходимо привести планету в порядок.
Конкурс «Чистая планета»
Дети делятся на две-три команды, в зависимости от количества, и соревнуются в уборке мусора.

Собирают мусор (снежки из бумаги) в ведра, которые находятся на расстоянии 5 метров от команд. При этом перед началом эстафеты надевают бахилы.


Конкурс «Робингуды»
Ведущий: Ваша задача - как можно больше набрать очков. Попадая в мишень, вы боретесь с вредными насекомыми, которые мешают растениям хорошо расти.

После работы стоит немного отдохнуть на привале. Песню запевай!

А сейчас дыхательная гимнастика. Вдох – носиком, выдох – через ротик. Повторяем несколько раз.

Выходит Леший.



Леший: Ой, ой, ой! ребята, подождите, не дышите. Тучки черные гоните.
Конкурс «Чистый воздух»
Ведущий: Ваша задача: справиться с тучками-летучками.

Теннисной ракеткой подбрасывается воздушный шарик, и ребенок перемещается до указанного места.

Молодцы. Справились с тучками. Внимание! Следующее испытание…
Леший задает вопросы - загадки.

Леший:


  • Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест.)

  • Во время полета этих птиц, кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго.)

  • Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч.)

  • Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш.)

  • У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?

( У водорослей.)

  • Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу.)

  • След, какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя.)

  • Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

  • Сок, какого растения помогает при укусах комаров? (Сок петрушки.)

  • Много рук, а нога одна. (Дерево.)

  • Кто появляется весной быстрее: летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)

  • Что ест жаба зимой? (Ничего – спит.)

  • Дышит ли цыпленок в яйце? (Да.)

  • Какой цветок носит одновременно и мужское и женское имя? (Иван-да-Марья.)

  • Сколько крыльев у жука? (Две пары.)

  • Самое крупное наземное животное? (Слон.)

  • Сколько крыльев у блохи? (их нет.)


Леший: Ай, да молодцы! Порадовали дедушку Лешего. До скорого свидания, приходите чаще в лес, да не нарушайте тишину и прелесть нашей природы! До скорого свидания!
Конкурс «Мы экологи»
Ведущий: А сейчас вы выступаете в роли настоящих экологов, которые борются за экологически чистый город.

Ваша задача надеть опознавательный знак юных экологов. Добежать до стойки и выкрикнуть призыв, с которым вы обращаетесь ко всем жителям нашего города и всей планеты об охране окружающей среды.



Ребята пишут на ватмане обращение к жителям города Тарусы о бережном отношении к окружающему.

  • Чистота и порядок – это наше здоровье!

  • Сбережем наш общий дом!

  • Люди, берегите природу!

Ведущий: Подведем итоги.

А листовки с призывами предлагаем развесить по городу и провести акцию «Сохраним, сбережем наш общий дом!»
ч. 1